Бог не без милости, казак не без счастья.
— Меня спрашивают: блокада, блокада. А что такое на самом деле блокада? Внучка в прошлом году писала и нынче говорит: у тебя доказательств нету.
Это вырвалось у Таисии Васильевны Мещанкиной (ул. Софьи Ковалевской, д. 9) с обидой уже под конец ее рассказа. Она пыталась, и не раз, дома, среди своих же детей и внуков рассказать какие-то подробности про блокаду — не верили. А чем она могла доказать?
— Вот я вам говорю и думаю: может быть, и вы не поверите?
Мы сплошь и рядом сталкивались с этим ожиданием; недоверия, болезненным, опасливым чувством, которое возникало по ходу воспоминаний; по мере того как человек слышал себя, он настораживался, его история сглаживалась, усыхала, подменялась общеизвестными фактами.
«…— Моя знакомая преподает в техникуме, — рассказал Нил Николаевич Беляев. — У них в семьдесят пятом году состоялась встреча какого-то старого блокадника ленинградца с рассказом для студентов о положении дел в сорок втором — сорок третьем году. И когда он, значит, рассказывал все эти тяжелые истории, что людям приходилось испытывать во время голода, то многие студенты слушали весьма и весьма, так сказать, невнимательно. А после его рассказа вышла девушка и сказала, что она не понимает, что же здесь такого: подумаешь, человек в день не съел эти сто двадцать пять или сто пятьдесят граммов хлеба, да она сейчас может неделю не есть хлеба и отлично себя чувствовать.
— Причем без всякой иронии это?
— Неизвестно… Ведь сейчас вообще вроде считают, что хватит говорить о блокаде».
читать дальше
Д. Гранин. Блокадная книга.
А вы говорите, канал "Дождь".
Это вырвалось у Таисии Васильевны Мещанкиной (ул. Софьи Ковалевской, д. 9) с обидой уже под конец ее рассказа. Она пыталась, и не раз, дома, среди своих же детей и внуков рассказать какие-то подробности про блокаду — не верили. А чем она могла доказать?
— Вот я вам говорю и думаю: может быть, и вы не поверите?
Мы сплошь и рядом сталкивались с этим ожиданием; недоверия, болезненным, опасливым чувством, которое возникало по ходу воспоминаний; по мере того как человек слышал себя, он настораживался, его история сглаживалась, усыхала, подменялась общеизвестными фактами.
«…— Моя знакомая преподает в техникуме, — рассказал Нил Николаевич Беляев. — У них в семьдесят пятом году состоялась встреча какого-то старого блокадника ленинградца с рассказом для студентов о положении дел в сорок втором — сорок третьем году. И когда он, значит, рассказывал все эти тяжелые истории, что людям приходилось испытывать во время голода, то многие студенты слушали весьма и весьма, так сказать, невнимательно. А после его рассказа вышла девушка и сказала, что она не понимает, что же здесь такого: подумаешь, человек в день не съел эти сто двадцать пять или сто пятьдесят граммов хлеба, да она сейчас может неделю не есть хлеба и отлично себя чувствовать.
— Причем без всякой иронии это?
— Неизвестно… Ведь сейчас вообще вроде считают, что хватит говорить о блокаде».
читать дальше
Д. Гранин. Блокадная книга.
А вы говорите, канал "Дождь".
Но вообще, самое страшное - это когда внучка говорит: не верю. Кому она тогда верит? Да и вообще, чему верить? В какой-то дискуссии наблюдала: приводит человек данные из документов, а ему в ответ: "а, это бумажки советские/американские/масонские, наврали с три короба небось!". И вот как что-то докажешь? А если еще и хочется доказать?
Ну да, есть категория неверующих, кому нельзя доказать ничего, но основная масса психически здоровых всё же аргументированному убеждению поддаётся.
Например, дневник Тани Савичевой, только я даже в самом страшном сне не могу понять как его можно экранизировать.
Дык логично же. У того, кто вообще ни с чего подобным не сталкивался, эмоций будет меньше всего.
ten-nil.diary.ru/p195109350.htm
Karla, спасибо, посмотрю.
Roldo, логично, и с этим нужно работать.
Groemlin, надо будет посмотреть.
Что интересно, она, хоть и имела такую возможность, никогда потом туда не возвращалась. Как и её мать, моя прабабушка. Из всей семьи только двое выжили.
И нам показали документальный фильм про Освенцим. Такой...Достаточно жесткий. Помню, мы его тогда до конца не досмотрели, потому что все рыдали. И домой шли тихие-тихие.
Но вопросов больше не возникало. Появилась гордость за страну. И когда приходили ветераны, мы сидели и слушали, не галдели, хотя на обычных занятиях, наш класс было тяжело успокоить