Вчера читал книгу А. И. Аксёновой "Суздаль. ХХ век". Аксёнова долгое время была директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника и, фактически, описала становление города-музея.
Так вот в своей книге она задаётся интересным вопросом: до революции Суздаль представлял собой городок, переполненный церквями и монастырями, с весьма набожным населением. Произошла революция и народ радостно пошёл громить древние храмы, превращая их в овощехранилища и прочие хозпостройки, пилить кресты, рубить иконы и т.п. (На этом месте борцы с религией обычно встают и начинают аплодировать комсомольцам двадцатых годов.) Как такое могло произойти?
А как могло произойти, продолжает Аксёнова, что начиная с конца восьмидесятых и в течение девяностых, народ так же дружно начал хаять музей, выбрасывать мусор, рубить деревья, приватизировать архитектурные памятники, варварски их потом эксплуатируя, застраивать заповедные луга, да и вообще строить где и что попало, портя архитектурный облик города, высыпать хлам в реку и т.д. и т.п.? И ведь эти люди тоже не прилетели с Марса.
Вопрос риторический. Понятно, что рушили и приватизировали древние храмы совсем не те люди, что их строили и охраняли. Понятно, что основное большинство молча взирало и на то, как храмы строились, а потом реставрировались, и на то, как их разрушали или приватизировали. Но всё же страшно.
А ещё из всех мемуаров, которые я читаю в последнее время, можно прийти к одному-единственному выводу: всё всегда делалось, делается и будет делаться через жопу. И при царях, и при Сталине, и при Брежневе, и при Путине. Вопрос лишь в общем тренде и наличии людей, которые могут прилагать усилия чуть больше, чем необходимо для текущего поддержания деятельности. В пассионариях то есть. При этом в одни эпохи им хотя бы дают возможность работать, а в другие - стараются от них избавиться.