Бог не без милости, казак не без счастья.
Ещё в далеком 1990 году, на сорокапятилетие Победы, я услышал и запомнил разговор о том, что пройдут годы, умрут ветераны и праздник перестанут отмечать, как перестали отмечать победу над Наполеоном. Годы прошли, ветеранов почти не осталось, а вот праздник, и сейчас я это могу сказать с уверенностью, будет жить.
В последние несколько лет видно, как праздник переформатируется и получает свое второе рождение. Долгие годы это был праздник ветеранов. Именно они были его главными героями, именно для них он не был рядовой датой, им было что вспомнить, их поздравляли, вокруг них строились праздничные мероприятия. Ещё в 2005 году, на шестидесятилетие Победы, в стране и её окрестностях проживало порядка миллиона участников войны.
Сейчас счет идет на десятки тысяч. Скоро их не станет совсем, а чуть позже вообще не останется живых свидетелей тех дней. Но праздник будет. И уже понятно, каким он будет. С каждым годом видно, что он все больше и больше приобретает черты карнавала в хорошем смысле этого слова. Появляются свои традиции, носящие ритуальный и даже религиозный характер. (Многие участники "Бессмертного полка" ходят по грани, рискуя скатиться в поклонение мертвым.) Но в то же время весь этот антураж, который ругают злопыхатели: разукрашенные автомобили, одевание детей в военную форму 1940-х годов, красноармейские пилотки, георгиевские ленточки, фотографии воевавших дедов и прадедов, говорит о том, что праздник стал традицией и будет передаваться из поколения в поколение.
Будут военные парады, будут народные гуляния, будут шествия с портретами уже прапрапрадедов, возможно, костюмированные. Униформа 1940-х на 9 мая будет таким же привычным костюмом для малышей, как костюмы зайчика и снежинки на новый год, и у каждого уважающего себя человека дома будет лежать георгиевская ленточка или пилотка с красной звездой. Хотя эстеты будут по-прежнему спорить как называть ленту: георгиевской или гвардейской? Точно так же как сейчас бабульки спорят православно ли красить яйца химическими красителями, а не луковой шелухой.
Праздник станет частью культуры русского (и не только русского) народа. И именно потому что это праздник. (И потому что обошелся высокой ценой.) А вот в тех странах, где вместо праздника введен день скорби, праздник скоро уйдет. Потому что не в природе человека скорбеть по тем, кого не знаешь. Скорбь, лишенная личного наполнения, это знак вежливости и не более того. Никто не будет искренне скорбеть по тем, кто погиб триста лет назад (кто нибудь в Дмитриевскую родительскую субботу вспоминает воинов, погибших на Куликовом поле?), а вот радоваться за тех, кто победил - вполне. Евреи уже больше двух тысяч лет празднуют Пурим и Хануку, а русские будут праздновать День Победы.
С праздником!
P.S. Я специально ничего не говорю об идеологическом наполнении праздника, остановившись на культурологической части.
В последние несколько лет видно, как праздник переформатируется и получает свое второе рождение. Долгие годы это был праздник ветеранов. Именно они были его главными героями, именно для них он не был рядовой датой, им было что вспомнить, их поздравляли, вокруг них строились праздничные мероприятия. Ещё в 2005 году, на шестидесятилетие Победы, в стране и её окрестностях проживало порядка миллиона участников войны.
Сейчас счет идет на десятки тысяч. Скоро их не станет совсем, а чуть позже вообще не останется живых свидетелей тех дней. Но праздник будет. И уже понятно, каким он будет. С каждым годом видно, что он все больше и больше приобретает черты карнавала в хорошем смысле этого слова. Появляются свои традиции, носящие ритуальный и даже религиозный характер. (Многие участники "Бессмертного полка" ходят по грани, рискуя скатиться в поклонение мертвым.) Но в то же время весь этот антураж, который ругают злопыхатели: разукрашенные автомобили, одевание детей в военную форму 1940-х годов, красноармейские пилотки, георгиевские ленточки, фотографии воевавших дедов и прадедов, говорит о том, что праздник стал традицией и будет передаваться из поколения в поколение.
Будут военные парады, будут народные гуляния, будут шествия с портретами уже прапрапрадедов, возможно, костюмированные. Униформа 1940-х на 9 мая будет таким же привычным костюмом для малышей, как костюмы зайчика и снежинки на новый год, и у каждого уважающего себя человека дома будет лежать георгиевская ленточка или пилотка с красной звездой. Хотя эстеты будут по-прежнему спорить как называть ленту: георгиевской или гвардейской? Точно так же как сейчас бабульки спорят православно ли красить яйца химическими красителями, а не луковой шелухой.
Праздник станет частью культуры русского (и не только русского) народа. И именно потому что это праздник. (И потому что обошелся высокой ценой.) А вот в тех странах, где вместо праздника введен день скорби, праздник скоро уйдет. Потому что не в природе человека скорбеть по тем, кого не знаешь. Скорбь, лишенная личного наполнения, это знак вежливости и не более того. Никто не будет искренне скорбеть по тем, кто погиб триста лет назад (кто нибудь в Дмитриевскую родительскую субботу вспоминает воинов, погибших на Куликовом поле?), а вот радоваться за тех, кто победил - вполне. Евреи уже больше двух тысяч лет празднуют Пурим и Хануку, а русские будут праздновать День Победы.
С праздником!
P.S. Я специально ничего не говорю об идеологическом наполнении праздника, остановившись на культурологической части.
А вот профессиональные срыватели покровов утверждают, что они уже умерли к 20-летию Победы:
Лично у меня на всем протяжении "нулевых" было стойкое ощущение, что празднование Дня Победы потихоньку превращается в эдакий октоберфест (и дело даже не в ветеранах, их в те годы было еще достаточно не только живых, но даже способных самостоятельно выбраться в центр города). Перелом этой тенденции наблюдаю буквально в течение двух-трех последних лет. Поживем-увидим.