Бог не без милости, казак не без счастья.
На первый взгляд, конечно, взрыв мозга, а если разобраться, то текст очень хорошо отражает мировоззрение человека аграрного общества. Что нужно человеку для счастья? Огород с картошкой, свиньи, жирная собака, дружный труд, детки, да счастливые родители. Прав был Фромм, когда сравнивал традиционное общество с материнской утробой.
Что характерно, такой текст можно написать и для городской жизни: просторная квартира, автомобиль, семейные выходные, ежегодная поездка за границу и т.д. Большинство так и живут и об этом мечтают, но, надеюсь, только самые тупые не воспримут такую песню как стеб.
Сердцем вроде бы угадываю, но хотелось бы умом точнее понять))
Спасибо)
И вот в Хоббитанию возвращаются Фродо, Сэм, Перегрин и Мерри и, скажем так, не находят себе места. Даже Сэм, который сделал карьеру, обзавелся семьей и т.д. О Фродо и говорить нечего. Получается, путешествие разорвало ту пуповину, которая связывала их с общиной. Они, пройдя испытания и увидев мир, повзрослели и уже не могут жить прежними радостями.
Так же и человек в современном мире. Оторвавшись от общины в широком смысле слова, от ценностей традиционного общества он остается одинок и по сути обречен на ощущение некоторого экзистенциального голода и внутренней пустоты. Даже в лучшем случае что-то да всегда будет не так, чего-то будет не хватать. Я не о материальных предметах, хотя зачастую люди пытаются уталить этот голод ударным потреблением.
Ну и, важно понимать, что выросло самосознание человека. Для средневекового крестьянина счастье это действительно огород, свинья, утки и жирная собака. Раз собака жирная, значит, люди тем более едят от пуза. Современный человек в массе своей понимает, что полный холодильник и цветочки на подоконнике это еще не залог счастья. Даже семья и дети не залог счастья, а лишь средство для его достижения.
Ну а что делать, самосознание как ребёнок, родилось - обратно не засунешь
А Перегрин и Мериадок, в отличие от своих предков и соплеменников, уже не сидели в Шире безвылазно - философия "хорошо поработать и хорошо проесть заработанное, а за околицу не соваться - там всё неправильно, а значит, неинтересно" была уже не для них.
Вот я об этом и говорю. Когда впереди была только смерть.
У всех у нас впереди только смерть. И это время вполне можно заполнить плотскими радостями. Сэм как хранитель кольца был долгожителем. Мог бы жить-поживать, нянчаясь с внуками, однако уплыл. И явно не из страха смерти.
В вечный неизменный Валинор. Уже Лориен с его измененным ощущением времени находится от Шира в стороне, противоположной остальному Средиземью, а уж Валинор тем более. Так что если искать аналоги в реальности, то может получиться нехорошо.
И получается, что пройдя испытания и увидев мир, Фродо и Сэм выбрали направление движения, противоположное этому миру. В нашей реальности подобный эффект обычно достигается с помощью всяких веществ вроде опиума.
При этом двигаться "в сторону мира" не значит ее утоления. Что должен был сделать Фродо? Жениться и родить десять детей? Сделать карьеру в Гондоре? Отправиться в путешествия? Уйти в науку? Продолжить войну с недобитыми орками, умбарцами и т.д.? Ведь все это "суета сует и томление духа".
Вопрос не по окладу. Не то образование, чтобы чужие психологические проблемы решать. Но, с учётом последствий воздействия Кольца и моргульского клинка, рискну предположить, что уже ничего. Очень уж круто мир за пределами общины по его жизни оттоптался.
Вот только из четырёх хоббитов Фродо оказался один такой... не вписавшийся.
Сэм - жена, дети, семикратный мэр, поездка в Гондор.
Мериадок - жена, дети, хозяин Баклэнда.
Перегрин - жена, дети, тан Шира.
Сэм после смерти жены (102 года), по семейной легенде, ушёл в Серебристую Гавань. Мериадок и Перегрин конце жизни вновь посетили Рохан, а затем Гондор, где умерли возрасте 104 и 96 лет соответственно.
Считать ли последние годы всех троих свидетельством, что всё время до этого они мучались от неутолимой экзистенциальной тоски и невозможности жить прежними радостями? Или это просто возраст?
Речь идет не о том, что все они находились в какой-то депрессии, а в том, что они вышли за рамки определенного мировосприятия. Так ребенок вдруг начинает по-другому смотреть на жизнь с началом полового созревания. Жил не тужил, а потом вышел как-то на улицу, вздохнул полной грудью весенний воздух и почувствовал, что что-то в жизни изменилось. Вроде и радостно как-то, но чего-то стало нехватать.
(Кстати, у Толкина похожее случилось с Леголасом, попавшим на море и услышавшим крик чаек.)
Напомню, мы говорим о том, что мир стал шире свиней, уток, огорода и собаки. И если кто-то напишет стихотворение о том, что счастье это взять ипотеку, купить машину, по утрам есть кашу, по пятницам пить пиво в баре, а на подоконнике поставить фикус, то это будет означать, что или а) человек по каким-то причинам лишен возможности жить обычной жизнью и его жалко; или б) у него мещанство головного мозга; или в) это стеб.
Вышли и в большинстве (3 из 4), нашли себя в этом новом большом мире, прожив долгую, плодотворную и счастливую жизнь. Меньшинство (1 из 4) место себе найти не смогло, но там с внешними обстоятельствами всё очень плохо. В сказочном мире "ВК" Фродо отправился в Валинор. В реальном мире аналогом были бы алкоголь или наркотики. Или помощь друзей.
Вроде и радостно как-то, но чего-то стало нехватать.
"Бездоказательно, дорогой профессор, бездоказательно." (с)
Я про конкретных персонажей книги, а не вообще. Которые, кстати, по возвращении в Шир, нашли там отнюдь не счастливый край.
P.S. Исходную мысль я понял и в принципе с ней согласен. Но история четырёх хоббитов, на мой взгляд, с ней соотносится всё же иначе, чем в вашем изложении.
У подростков нестабильный гормональный фон, так что все доказательно.
А вам не кажется, что в таком изложении она отличается от "не находят себе места"? Скорее можно отметить, что найденные места (мэр, тан, хозяина Бэкланда) несколько отличаются от среднестатистического огорода с берёзкой.
Но вот судить о всей жизни по её завершению... У пожилых людей тоже всякое случается.
Ну если мы не учитываем идею старческого маразма и прочей девиации, то можно предположить, что дедушки поехали по местам боевой славы, где прошли самые яркие дни их жизни. Кстати, Сэм с женой и дочерью тоже ездили пожить в Гондоре.
И ведь можется, что характерно. Кстати, в те годы Шир прирос новыми землями, куда переехали многие хоббиты. Не так уж плохо для домоседливых обитателей уютных норок.
Да, по поводу Фродо был не прав. Он был просто болен.
Ну если мы не учитываем идею старческого маразма и прочей девиации,...
Ну что вы, как можно...
...то можно предположить, что дедушки поехали по местам боевой славы, где прошли самые яркие дни их жизни.
На личный опыт сослаться пока не могу, но, как мне кажется, это нормально для любых дедушек. Они, кстати, не просто так поехали - в Рохан их пригласил конунг Эомер, которого они и проводили в последний путь.
Простудился в дороге, да.
В реальности у этих парней должно быть мощное ПТСР, которое колбасило бы их если не всю жизнь, то многие годы.
Нет, получил букет психологических и физиологических последствий по итогам пройденных испытаний. В книге упоминаются моргульский клинок, Кольцо и Шелоб. То есть речь уже не о взрослении и старых и новых радостях - Фродо был болен и умирал.
И вот тут начинается разговор об адаптации, который Толкин решил по-своему: трое ушли в активную социальную деятельность, один - просто бежал от мира. В наших условиях Фродо мог выбирать между самоубийством, алко- или наркозависимостью и монастырем.
Не уверен, что в случае Фродо у Толкина можно говорить о выборе. Больше похоже на это:
"Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию – и спустя три года он умер."(с)
Если уйти от мистики, то Фродо после первого приступа прожил два.