Бог не без милости, казак не без счастья.
Обычно я стараюсь избегать персонажей, увлеченных конспирологией, так как сам факт общения с ними может отразиться на мировосприятии, но тут принесли что называется на блюдечке.
"Моя жизнь прошла на стыке трёх культур - русской, чешской и советской. Различия между ними для меня очевидны.
читать дальше
t.me/bohemian_manuscripts/236
Поэтому постараюсь сформулировать возражения, тем более, что подобное противопоставление русского и советского в правом дискурсе встречается сплошь и рядом.
1. Собственно русская культура в первой половине ХIX века не достигла пика, а только начала формироваться. Пика достигла Российская империя, которая русской на тот момент тоже только начинала становиться. Элита говорила и думала на французском языке, чиновничество и армия были наполнены немцами (прибалтийские немцы имели хороший уровень образования и для них были открыты все двери, русских же дворян часто грамоте учил дьячок), а патриотизм выражался в верности императору и, отчасти, империи. Существовала полная зависимость от западного дискурса. Собственно русская культура только становилась. Дедушка Крылов был и остается почитаемым классиком русской литературы, хотя вся его заслуга - перевод на русский басен Лафонтена. Пушкин, Лермонтов и пр. во многом начинали с того же. Вальтер Скотт и Байрон были учителями того поколения. Тогда же только начал проявляться интерес как к народной культуре, так и к собственной истории.
2. Советская культура как раз производная от русской культуры второй половины XIX века. Не зря большевики так увлекались русской классикой того периода. Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов не зря издавались многомиллионными тиражами. Русский коммунизм вырос не только из западных социальных проектов, но и из собственно русских, отчасти народных, отчасти православных, представлений о справедливости и Москве как Третьем Риме. Построение социализма в отдельно взятой стране русскому человеку было понятно, так как это хорошо ложилось на концепцию Третьего Рима, окруженного латинянами и магометанами. Распространение социализма в мире - ложилось на русское мессианство. Даже закоснелось марксизма в позднесоветский период следствие старого-доброго православного подхода к канону.
3. Отсюда делаем вывод: упомянутая русская культура ни капли не русская, а абсолютно европейская. Упомянутые светскость и рационалистичность это XVIII век. Апогеем этой светскости и рационалистичности стала Французская революция. Причем в России это культура высшего общества, воспринимаемая нами по фильму "Война и мир".
4. Советский "миф" о Второй мировой войне как о главной битве добра и зла не такой уж и миф, так как речь шла о покорении ядра собственно русского государства и уничтожении русского населения. Можно разве что сказать, что это психологическая травма поколения, пережившего войну, которую они транслировали дальше. Последствия этой травмы нужно изживать, но не обесценивая ее. Собственно нынешний культ Дня Победы это отчасти ответ на "депобедизацию" конца 80-х - начала 90-х.
"Моя жизнь прошла на стыке трёх культур - русской, чешской и советской. Различия между ними для меня очевидны.
читать дальше
t.me/bohemian_manuscripts/236
Поэтому постараюсь сформулировать возражения, тем более, что подобное противопоставление русского и советского в правом дискурсе встречается сплошь и рядом.
1. Собственно русская культура в первой половине ХIX века не достигла пика, а только начала формироваться. Пика достигла Российская империя, которая русской на тот момент тоже только начинала становиться. Элита говорила и думала на французском языке, чиновничество и армия были наполнены немцами (прибалтийские немцы имели хороший уровень образования и для них были открыты все двери, русских же дворян часто грамоте учил дьячок), а патриотизм выражался в верности императору и, отчасти, империи. Существовала полная зависимость от западного дискурса. Собственно русская культура только становилась. Дедушка Крылов был и остается почитаемым классиком русской литературы, хотя вся его заслуга - перевод на русский басен Лафонтена. Пушкин, Лермонтов и пр. во многом начинали с того же. Вальтер Скотт и Байрон были учителями того поколения. Тогда же только начал проявляться интерес как к народной культуре, так и к собственной истории.
2. Советская культура как раз производная от русской культуры второй половины XIX века. Не зря большевики так увлекались русской классикой того периода. Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов не зря издавались многомиллионными тиражами. Русский коммунизм вырос не только из западных социальных проектов, но и из собственно русских, отчасти народных, отчасти православных, представлений о справедливости и Москве как Третьем Риме. Построение социализма в отдельно взятой стране русскому человеку было понятно, так как это хорошо ложилось на концепцию Третьего Рима, окруженного латинянами и магометанами. Распространение социализма в мире - ложилось на русское мессианство. Даже закоснелось марксизма в позднесоветский период следствие старого-доброго православного подхода к канону.
3. Отсюда делаем вывод: упомянутая русская культура ни капли не русская, а абсолютно европейская. Упомянутые светскость и рационалистичность это XVIII век. Апогеем этой светскости и рационалистичности стала Французская революция. Причем в России это культура высшего общества, воспринимаемая нами по фильму "Война и мир".
4. Советский "миф" о Второй мировой войне как о главной битве добра и зла не такой уж и миф, так как речь шла о покорении ядра собственно русского государства и уничтожении русского населения. Можно разве что сказать, что это психологическая травма поколения, пережившего войну, которую они транслировали дальше. Последствия этой травмы нужно изживать, но не обесценивая ее. Собственно нынешний культ Дня Победы это отчасти ответ на "депобедизацию" конца 80-х - начала 90-х.
Отсюда делаем вывод: упомянутая русская культура ни капли не русская, а абсолютно европейская. - Богемик - европоцентрист, и для него это синонимы: русская культура является одним из столпов европейской культуры в целом
Фадеев и Твардовский это какая культура?
Да, я читал его еще во времена оные. Честно говоря, не понравилось натягивание совы на глобус. Если рассматривать под русской культурой именно культуру второй половины XIX века, то да. Все, что было до, включая Пушкина, - ученичество. Я может быть сейчас гиперболизирую, но тем не менее.
+500
Иначе бы "Бессмертный" полк не взлетел.
Но вообще не надо ждать каких-то чётких критериев и особой рефлексии по этому поводу, обычно такое деление используется как полемический приём, на уровне "всё хорошее - русское, всё поганое - советское", или, как вариант, "всё элитарное - русское, всё массовое - советское" (мол, пока советские люди смотрят в Новый год "голубые огоньки" с пляшущим Киркоровым, русские люди наслаждаются прямой трансляцией концерта Венского филармонического оркестра)
Умеете заинтриговать, Максим))) Из интереса пошла к книжному шкафу.
Вот домашние собрания сочинений:
1. А.П.Чехов, собрание сочинений в 12 томах, 1950 г: издательство Правда. Библиотека "Огонёк".
Тираж - 125000 экземпляров.
Стоимость одного тома - 9 рублей.
2. И.С.Тургенев. Собрание сочинений в 11 томах,1949 год. То же самое издательство, библиотека = приложение к журналу "Огонёк".
Это значит, что Тургенева и Чехова мог приобрести только тот гражданин СССР, который сначала оформил подписку на журнал Огонёк.
Ладно, тираж... тоже 125 тысяч экземпляров. Не миллионов.
Стоимость одного тома - 9 рублей 50 копеек.
3. Л.Н.Толстой. Собрание сочинений в 90 томах.
Это было юбилейное издание. Оно выходило долго: с 1928 по 64 год.
Тираж 5000 экземпляров (пять тысяч))))
Стоимость тома №79, который держу в руках, - 16 рублей.
Это были
огромныеприличные деньги. Одно пирожное стоило 22 копейки))))))) На 16 рублей можно было ОБОЖРАТЬСЯ элитными продуктами))))))А на заявлении ключевым советским мифом является не революция или гражданскя война, а Вторая мировая. я сломался окончательно. С какой-то другой планеты нам сообщают о сем, какой-то другой СССР там был. Но в целом все отлично ложится в общую канву: ошибочные предпосылки ведут к абсурдным выводам. Которые, как обычно, скорее всего подогнаны под некий заданный заранее постулат.
С 1918 по 1982 год выпустили 323 млн. экз произведений Л.Н. Толстого, 301 млн - А.С. Пушкина, 142 млн - А.П. Чехова.
Разрыв? Прямо вот такой, чтобы от всего предыдущего культурного багажа отказались? Петр I пытался нечто подобное провернуть, однако же даже его собственные методы управления выдавали в нем носителя русской культуры (каковой она была к концу XVII века). Так что не было именно разрыва. Было массивное заимствование элементов европейской культуры, которое оказывало огромнейшее влияние на развитие русской, поворачивало само направление ее развития, но никоим образом нельзя сказать, что произошел разрыв.
Собственно где-то сотня лет прошла под знаком разделения элитарной культуры, которая была донельзя европеизированной, и народной.
Разделение на элитарную и народную культуры возникло не XVIII веке и никуда не делось в XIX. Собственно, массовая культура - это явление уже ХХ века. То, что европеизация российского дворянства усугубило культурный разрыв с крестьянством - это факт. Однако, столь же непреложный факт, что и ранее культурный уровень и характер потребляемых и создаваемых произведений искусства для простого народа и дворянства был не одним и тем же. При этом, несмотря на всю европеизированность, русское дворянство оставалось именно русским, полного отрыва от корней не происходило и произойти не могло. Напротив, шел процесс обрусения переместившихся в Россию европйеских дворян. И в результате, мы имеем классика русской литературы Фонвизина, а не немецкого писателя von Wiesen'a.
Это были огромные приличные деньги. Одно пирожное стоило 22 копейки))))))) На 16 рублей можно было ОБОЖРАТЬСЯ элитными продуктами))))))
У вас цена тома в дореформенных рублях, а пирожного - в ценах после реформы 1961 года. В 1955 году, когда был напечатан 79-й том, на 16 рублей вы бы никаким "элитными продуктами" не обожрались бы. Их бы хватило... на полкило голландского сыра (не из Голландии который, разумеется). А то самое пирожное, обошлось бы в 2 рубля 20 копеек.
Ну с точки зрения не имевшего своего государства цеевропейца, привычно стягивающего штаны и раздвигающего булки при виде парней в штальхельмах, действительно непонятно - чего эти советские так упирались 80 лет назад?..
типично русской тяги к насилию
Нет ли здесь признаков 2-8-2??? :-)