Бог не без милости, казак не без счастья.
Из Альфреда Теннисона
читать дальше
Когда я читаю эти стихи, то всегда думаю, стоит ли гибель шестисот человек одного прекрасного стихотворения? И не могу прийти к окончательному решению.
А скольких других англичан пример бригады, да и это стихотворение в том числе, подвигли на героизм? И стоит ли гибель шестисот человек того чтобы сделать их символом гордости и чести нации?
Стоило ли погибнуть этим людям, чтобы память о них вошла в века? Ведь миллионы таких же англичан прожили жизнь, тихо умерли в своей постели, и о них никто никогда не вспомнит.
А, с другой стороны, что значит "войти в века"? Стоят ли мучения, слёзы, переживания, рыдания в подушку, разбитые мечты, ночные разговоры с тишиной, навязчивые мысли, быть может, одинокая старость тысяч мужчин и женщин: матерей, отцов, жён, сыновей, дочерей, братьев, сестёр того, чтобы через 155 лет какой-то парниша в варварской России сидел и философствовал, попивая чаёк, заваренный с помощью пакетика.
Но в то же время, половина из этих тысяч так же бы горевала, умри, вернувшиеся домой кавалеристы, по любой другой причине. Да и сами родственники погибших давно истлели вместе со своими радостями и горестями. И может то, что каждый школьник знает об атаке лёгкой кавалерии, есть лучшая награда на земле?
Получается, эти шестьсот человек погибли, а несколько тысяч человек горевали, ради того, чтобы другие тысячи тысяч шли и погибали, укрепляя Империю? А через сто лет Империя приказала долго жить. И, на первый взгляд, всего лишь потому что восстала кучка евреев, а сотня-другая миллионов индусов стали ходить в магазин и покупать только местные товары. (Потом, когда миллионы этих же самых индусов были вынуждены бежать из родных мест, яростно по пути убивая друг друга, не жалели ли они о том, что перестали покупать английское?)
"Всё пройдёт и это тоже". Только эта мысль приходит мне на ум в качестве общего вывода, а раз всё пройдёт, то надо не мусолить сопли, а делать то, ради чего ты призван. Выполнять свой долг.
Можно долго рассуждать о смысле жизни и смерти, но одно для меня обсуждению не подлежит - поведение самих кавалеристов. Не моргнув, пойдя на верную смерть они поступили правильно. Были ли они в этом уверены, жалели ли об этом, я не знаю.
P.S. Потери Легкой бригады (673 человека) в атаке 13/25 октября составили 102 убитых (из них 9 офицеров), 129 раненых (из них 11 офицеров) и 58 пленных (в том числе 2 офицера), причем последние были также почти все ранены. Позже еще 16 человек умерли от ран (9 из них в русском плену). Так же англичане потеряли 362 лошади. Хотя также сказано, что уцелело лишь 195 всадников. Надо будет разобраться.
Но даже то, что реальные потери в шесть раз меньше указанных в стихотворении, думаю, не отменяет хода моих рассуждений.
читать дальше
Когда я читаю эти стихи, то всегда думаю, стоит ли гибель шестисот человек одного прекрасного стихотворения? И не могу прийти к окончательному решению.
А скольких других англичан пример бригады, да и это стихотворение в том числе, подвигли на героизм? И стоит ли гибель шестисот человек того чтобы сделать их символом гордости и чести нации?
Стоило ли погибнуть этим людям, чтобы память о них вошла в века? Ведь миллионы таких же англичан прожили жизнь, тихо умерли в своей постели, и о них никто никогда не вспомнит.
А, с другой стороны, что значит "войти в века"? Стоят ли мучения, слёзы, переживания, рыдания в подушку, разбитые мечты, ночные разговоры с тишиной, навязчивые мысли, быть может, одинокая старость тысяч мужчин и женщин: матерей, отцов, жён, сыновей, дочерей, братьев, сестёр того, чтобы через 155 лет какой-то парниша в варварской России сидел и философствовал, попивая чаёк, заваренный с помощью пакетика.
Но в то же время, половина из этих тысяч так же бы горевала, умри, вернувшиеся домой кавалеристы, по любой другой причине. Да и сами родственники погибших давно истлели вместе со своими радостями и горестями. И может то, что каждый школьник знает об атаке лёгкой кавалерии, есть лучшая награда на земле?
Получается, эти шестьсот человек погибли, а несколько тысяч человек горевали, ради того, чтобы другие тысячи тысяч шли и погибали, укрепляя Империю? А через сто лет Империя приказала долго жить. И, на первый взгляд, всего лишь потому что восстала кучка евреев, а сотня-другая миллионов индусов стали ходить в магазин и покупать только местные товары. (Потом, когда миллионы этих же самых индусов были вынуждены бежать из родных мест, яростно по пути убивая друг друга, не жалели ли они о том, что перестали покупать английское?)
"Всё пройдёт и это тоже". Только эта мысль приходит мне на ум в качестве общего вывода, а раз всё пройдёт, то надо не мусолить сопли, а делать то, ради чего ты призван. Выполнять свой долг.
Можно долго рассуждать о смысле жизни и смерти, но одно для меня обсуждению не подлежит - поведение самих кавалеристов. Не моргнув, пойдя на верную смерть они поступили правильно. Были ли они в этом уверены, жалели ли об этом, я не знаю.
P.S. Потери Легкой бригады (673 человека) в атаке 13/25 октября составили 102 убитых (из них 9 офицеров), 129 раненых (из них 11 офицеров) и 58 пленных (в том числе 2 офицера), причем последние были также почти все ранены. Позже еще 16 человек умерли от ран (9 из них в русском плену). Так же англичане потеряли 362 лошади. Хотя также сказано, что уцелело лишь 195 всадников. Надо будет разобраться.
Но даже то, что реальные потери в шесть раз меньше указанных в стихотворении, думаю, не отменяет хода моих рассуждений.
Думаю, что защищать свою Родину и ее интересы - это долг каждого, тем более военного.
Лорду Раглану стало обидно, что русские захватили у союзников девять пушек, а он под Альмой - только две. В результате полторы тысячи человек отправились на верную смерть (половину из них - тяжёлую бригаду - вовремя вернули обратно). Англичане спаслись только благодаря бешенной отваге и храбрости.
"Это великолепно, но так не воюют", - сказал глядя на атаку французский маршалл П. Боске.
Наверное, обидно погибнуть из-за чужих понтов. Хотя англичане показали себя в бою с наилучшей стороны.
совсем не надоедаете.))
я не слишком ориентируюсь в этом историческом периоде. Жизнь человеческая бесценна, но стоит жертвовать тысячью ради жизни миллионов. ВОВ сколько унесла жизней и ни у кого не возникало в тот момент сомнений, что это нужно и оправдано. теперь да, много что пишут и про Сталина-агрессора и тд и тп, один господин Суворов чего стоит.
Историю Серовой я восприняла как трагедию жизни женщины. У нее было все: поклонники, слава, признание народа и политверхушки, знаменитый и талантливый муж... Любила она Рокоссовского или нет, этого не узнать. Из-за встречи с ним ее жизнь так сложилась или она сама сломалась под тяжестью всего того, что ей было дано. Думаете, смысл ее жизни в том, что она сподвигла Симонова на то стихотворение? Нет, я думаю, что не в этом. Многие проживают бессмысленную жизь, с позиции истории. Главное, что бы для человека в его жизни был смысл. Мы сами ставим себе цель и она может быть не явной для всех остальных. А цена... как можно оценить то, что неповторимо? я не знаю. Глупо сказать, что если с одной стороны жизнь одного, а с другой 2 другие, то тогда первая жизнь стоит меньше. Что это за люди? Может первый - гений, а те просто предатели и убийцы. Каждый случай уникален, даже в сравнении сложно понять, что дороже для человечества.
Товарищ Сталин не стал менять жизнь своего сына на жизнь немецкого генерала. Здесь много позиций, с которых можно оценить стоимость жизни.
Кто бы когда знал Анну Керн, если бы не небольшое стихотворение? (Потом, говорят, было ещё одно двустишье). Я не хочу сказать, что Анна Керн и Серова родились только для того, чтобы о них написали по стихотворению, но всё же, всё же, всё же...
Говорите, главное, чтобы для человека в его жизни был смысл? А если у него нет смысла, или, что чаще бывает, он его не осознает или не понимает?
Я говорю путано. Думаю одно, но передать словами не выходит.
вы правы. я по этому и выложила ссылку на статью, что для меня это было новостью. я думала, что это собирательный образ женщины, которая ждет своего мужа с войны, верит в его возвращение "Не понять неждавшим им,/ Как среди огня/ Ожиданием своим/ Ты спасла меня." (с) Симонов
Наверное и не афишировалась связь стихотворения и женщины из-за того, что ее любовь и ожидание ставятся под сомнение.
Да, если вдуматься, то стихотворение - это все что осталось от нее. Она не стояла с наганом на баррикадах, не выносила раненных, не казнили ее немцы как разведчицу... С позиции истории это очень много, о многих не остается вообще никакой памяти. Вдумайтесь, вот Зоя Космодемьянская - известная историческая личность, все слышали ее имя и знают подробности ее подвига. Но сколько было еще таких же девушек, о которых никто нигде не писал, от которых ни могил ни даже фото в старых альбомах не осталось, но они сделали не меньше. Я хочу сказать, что это в некотором роде рулетка, стране нужны были герои, вот и были и Александр Матросов и Космодемьянская и Панфилов с панфиловцами...
Вот и со стихотворением также. Может, если бы и не было в его жизни Серовой он бы его написал, написал для другой. Может оно бы было другим, а может и нет.
Вот и я ж практически про это.
интересно.) сейчас почитаю.)
если честно, то не поняла насчет пояснений. там только часть этой темы и все.)
тогда понятно, спасибо.)