Бог не без милости, казак не без счастья.
Из Альфреда Теннисона

читать дальше

Когда я читаю эти стихи, то всегда думаю, стоит ли гибель шестисот человек одного прекрасного стихотворения? И не могу прийти к окончательному решению.

А скольких других англичан пример бригады, да и это стихотворение в том числе, подвигли на героизм? И стоит ли гибель шестисот человек того чтобы сделать их символом гордости и чести нации?

Стоило ли погибнуть этим людям, чтобы память о них вошла в века? Ведь миллионы таких же англичан прожили жизнь, тихо умерли в своей постели, и о них никто никогда не вспомнит.

А, с другой стороны, что значит "войти в века"? Стоят ли мучения, слёзы, переживания, рыдания в подушку, разбитые мечты, ночные разговоры с тишиной, навязчивые мысли, быть может, одинокая старость тысяч мужчин и женщин: матерей, отцов, жён, сыновей, дочерей, братьев, сестёр того, чтобы через 155 лет какой-то парниша в варварской России сидел и философствовал, попивая чаёк, заваренный с помощью пакетика.

Но в то же время, половина из этих тысяч так же бы горевала, умри, вернувшиеся домой кавалеристы, по любой другой причине. Да и сами родственники погибших давно истлели вместе со своими радостями и горестями. И может то, что каждый школьник знает об атаке лёгкой кавалерии, есть лучшая награда на земле?

Получается, эти шестьсот человек погибли, а несколько тысяч человек горевали, ради того, чтобы другие тысячи тысяч шли и погибали, укрепляя Империю? А через сто лет Империя приказала долго жить. И, на первый взгляд, всего лишь потому что восстала кучка евреев, а сотня-другая миллионов индусов стали ходить в магазин и покупать только местные товары. (Потом, когда миллионы этих же самых индусов были вынуждены бежать из родных мест, яростно по пути убивая друг друга, не жалели ли они о том, что перестали покупать английское?)

"Всё пройдёт и это тоже". Только эта мысль приходит мне на ум в качестве общего вывода, а раз всё пройдёт, то надо не мусолить сопли, а делать то, ради чего ты призван. Выполнять свой долг.

Можно долго рассуждать о смысле жизни и смерти, но одно для меня обсуждению не подлежит - поведение самих кавалеристов. Не моргнув, пойдя на верную смерть они поступили правильно. Были ли они в этом уверены, жалели ли об этом, я не знаю.

P.S. Потери Легкой бригады (673 человека) в атаке 13/25 октября составили 102 убитых (из них 9 офицеров), 129 раненых (из них 11 офицеров) и 58 пленных (в том числе 2 офицера), причем последние были также почти все ранены. Позже еще 16 человек умерли от ран (9 из них в русском плену). Так же англичане потеряли 362 лошади. Хотя также сказано, что уцелело лишь 195 всадников. Надо будет разобраться.

Но даже то, что реальные потери в шесть раз меньше указанных в стихотворении, думаю, не отменяет хода моих рассуждений.

Комментарии
06.02.2009 в 19:52

et cela aussi passera
Makskozak
Думаю, что защищать свою Родину и ее интересы - это долг каждого, тем более военного.
06.02.2009 в 20:03

мятежный директор бани
призадумалсо
06.02.2009 в 20:17

Бог не без милости, казак не без счастья.
Lady of silence, наверное, это очень правильный подход - никакой рефлексии! Вперёд и вперёд! Но не получается у меня так.

Лорду Раглану стало обидно, что русские захватили у союзников девять пушек, а он под Альмой - только две. В результате полторы тысячи человек отправились на верную смерть (половину из них - тяжёлую бригаду - вовремя вернули обратно). Англичане спаслись только благодаря бешенной отваге и храбрости.

"Это великолепно, но так не воюют", - сказал глядя на атаку французский маршалл П. Боске.

Наверное, обидно погибнуть из-за чужих понтов. Хотя англичане показали себя в бою с наилучшей стороны.
06.02.2009 в 20:37

Бог не без милости, казак не без счастья.
Lady of silence, но главное то не в этом, не в пушках, не в необдуманном или не понятом приказе. (Некоторые историки говорят, что Раглан приказал защитить другие пушки, которых Лукан не видел из-за холмов.) Главное - в цене человеческой жизни. Вот что я пытаюсь понять.
06.02.2009 в 21:20

Бог не без милости, казак не без счастья.
Lady of silence, уж извините, что надоедаю. Возьмите, например, вашу тему про В. Серову. Ведь получается, что эта женщина родилась, прожила непростую жизнь и умерла лишь для того, чтобы сподвигнуть Симонова на его стихотворение? Смысл, цель и цена жизни. Вот что я хочу понять, в каком ключе мыслю...
06.02.2009 в 21:48

et cela aussi passera
Makskozak
совсем не надоедаете.))
я не слишком ориентируюсь в этом историческом периоде. Жизнь человеческая бесценна, но стоит жертвовать тысячью ради жизни миллионов. ВОВ сколько унесла жизней и ни у кого не возникало в тот момент сомнений, что это нужно и оправдано. теперь да, много что пишут и про Сталина-агрессора и тд и тп, один господин Суворов чего стоит.
Историю Серовой я восприняла как трагедию жизни женщины. У нее было все: поклонники, слава, признание народа и политверхушки, знаменитый и талантливый муж... Любила она Рокоссовского или нет, этого не узнать. Из-за встречи с ним ее жизнь так сложилась или она сама сломалась под тяжестью всего того, что ей было дано. Думаете, смысл ее жизни в том, что она сподвигла Симонова на то стихотворение? Нет, я думаю, что не в этом. Многие проживают бессмысленную жизь, с позиции истории. Главное, что бы для человека в его жизни был смысл. Мы сами ставим себе цель и она может быть не явной для всех остальных. А цена... как можно оценить то, что неповторимо? я не знаю. Глупо сказать, что если с одной стороны жизнь одного, а с другой 2 другие, то тогда первая жизнь стоит меньше. Что это за люди? Может первый - гений, а те просто предатели и убийцы. Каждый случай уникален, даже в сравнении сложно понять, что дороже для человечества.
Товарищ Сталин не стал менять жизнь своего сына на жизнь немецкого генерала. Здесь много позиций, с которых можно оценить стоимость жизни.
06.02.2009 в 22:01

Бог не без милости, казак не без счастья.
Но, если вернуться к Серовой, кому сейчас нужно то, что она любила и страдала? Да каждая женщина точно так же любит и страдает. Тысячи артисток достигают славы и от них потом остаётся лишь пара книг-мемуаров, интересных лишь специалистам. Но не после каждой останется стихотворение, которое реально воодушевляло миллионы людей. Сейчас никто и не помнит Серову, а стих знают все.

Кто бы когда знал Анну Керн, если бы не небольшое стихотворение? (Потом, говорят, было ещё одно двустишье). Я не хочу сказать, что Анна Керн и Серова родились только для того, чтобы о них написали по стихотворению, но всё же, всё же, всё же...

Говорите, главное, чтобы для человека в его жизни был смысл? А если у него нет смысла, или, что чаще бывает, он его не осознает или не понимает?

Я говорю путано. Думаю одно, но передать словами не выходит.
06.02.2009 в 23:16

et cela aussi passera
Makskozak
вы правы. я по этому и выложила ссылку на статью, что для меня это было новостью. я думала, что это собирательный образ женщины, которая ждет своего мужа с войны, верит в его возвращение "Не понять неждавшим им,/ Как среди огня/ Ожиданием своим/ Ты спасла меня." (с) Симонов
Наверное и не афишировалась связь стихотворения и женщины из-за того, что ее любовь и ожидание ставятся под сомнение.
Да, если вдуматься, то стихотворение - это все что осталось от нее. Она не стояла с наганом на баррикадах, не выносила раненных, не казнили ее немцы как разведчицу... С позиции истории это очень много, о многих не остается вообще никакой памяти. Вдумайтесь, вот Зоя Космодемьянская - известная историческая личность, все слышали ее имя и знают подробности ее подвига. Но сколько было еще таких же девушек, о которых никто нигде не писал, от которых ни могил ни даже фото в старых альбомах не осталось, но они сделали не меньше. Я хочу сказать, что это в некотором роде рулетка, стране нужны были герои, вот и были и Александр Матросов и Космодемьянская и Панфилов с панфиловцами...
Вот и со стихотворением также. Может, если бы и не было в его жизни Серовой он бы его написал, написал для другой. Может оно бы было другим, а может и нет.
06.02.2009 в 23:19

Бог не без милости, казак не без счастья.
Может, если бы и не было в его жизни Серовой он бы его написал, написал для другой. Может оно бы было другим, а может и нет.

Вот и я ж практически про это.
06.02.2009 в 23:21

Бог не без милости, казак не без счастья.
Я, кстати, внёс кое-какие пояснения, создав ещё одну тему.
06.02.2009 в 23:35

et cela aussi passera
Makskozak
интересно.) сейчас почитаю.)
06.02.2009 в 23:37

et cela aussi passera
Makskozak
если честно, то не поняла насчет пояснений. там только часть этой темы и все.)
06.02.2009 в 23:48

Бог не без милости, казак не без счастья.
Вот эта часть темы и есть главное пояснение. Я сначала написал лишь первое впечатление от стихотворения. (Я его читал и раньше, но сегодня, прочитав ещё раз, не удержался и завёл тему). Все остальные рассуждения о жизни и смерти я добавил позднее. Просто мне захотелось, чтоб тема была в двух лицах. Отдельно впечатления от стиха и отдельно попытка размышления о месте человека в истории и о том, стоит ли это место занимать.
07.02.2009 в 00:43

et cela aussi passera
Makskozak
тогда понятно, спасибо.)